Главная » Статьи » Деревни |
Омеленец — свету…
конец. А вот и нет! На самом конце нашего света находится деревня Бобинка.
Однако рифма «пасуе» для Омеленца, про него и речь — место весьма старинное и
притягательное для отдохновения от городских сует в пущанских лесах. Село Омеленец основано между 1620-1625 годами, с целью заселить в нём осочников — сторожей Беловежской пущи, дабы оные охраняли царские владения от самовольного захвата простолюдинами. При въезде в Омеленец со стороны Верхович, с левой стороны, на небольшом возвышении, стоит нынешняя Свято-Крестовоздвиженская церковь — одна из четырёх деревянных церквей в Каменецком районе, отличных от иных, построенная в так называемом ретроспективно-русском стиле. Старинный тракт
Беловеж-Каменец, проходящий через Омеленец. Фото найдено на каком-то польском
сайте. Постройка Омеленецкой церкви относится к тому времени, что и постройка села. Из-за ветхости она была разобрана, но из ещё годного материала построена небольшая кладбищенская церковь, которую перестроили в наше время с нуля. Новая церковь, на месте старой, возведена в 1905-1906 годах. Однако по неизвестным причинам она сгорела в 1925 году Омеленецкая Свято-Крестовоздвиженская церковь, 2008 год. «За польским часом» по восточной части Польши прокатилась волна закрытия и уничтожения православных церквей и монастырей. Одной из первых закрыли церковь Сергия и Германа Валаамских, построенную в 1909 году и принадлежавшую Яблочинскому монастырю (ранее обитель находилась и находится на территории Польши по левую сторону Западного Буга, а церковь - по правую сторону, на Белом озере, рыбном угодье монастыря). Жители Омеленецкого прихода, узнав о том, что монастырскую церковь закрыли, собрали средства и выкупили её, разобрали и по железной дороге перевезли до станции Черемха, а оттуда подводами в Омеленец. Возведение перевезённой церкви из-за тяжелого материального положения прихожан, после возвращения из беженства (связанного с первой мировой войной), затянулось на пять лет. Лишь в 1930 году возведение завершилось - она была освящена и приняла тот вид, который имеет и по сей день. Свято-Крестовоздвиженский храм своим внешним видом существенно отличается от остальных храмов Каменетчины, достаточно взглянуть на фотографии и вы заметите уникальность его сложных архитектурных форм. Церковь пятиглавая, что означает следующее: Глава Церкви - Иисус Христос и четыре Его евангелиста (Матфей, Лука, Марк, Иоанн). Новая церковь на
кладбище, 2010 год C 1921 года священником в церкви служил о. Климентий Семёнович Коваленя. До этого с 1901 годна он был учителем Омеленецкого народного училища. А в 1912 году рукоположен в священники. За заслуги в строительстве приходского храма в 1930 году священник о. Климентий был награждён золотым наперсным крестом В своё время к
Свято-Крестовоздвиженской Омеленецкой церкви были приписаны сёла: Омеленец,
Свинёво (с 1964 года - Дубравцы), Бобинка, Чвирки, Панасюки, Габрилы, Выгон,
Зановины, Пастухово Болото, Столповищи (неправильное название Столповиски),
Сипурка Шеретупы, Сипурка Безики, Сипурка Панасы, Сипурка Марки, Дмитруки,
Смолятино - многие из этих сёл перестали существовать… Омеленец. Середина 30-х годов ХХ века. Настоятель омеленецкой церкви о.Митрофан Зноско-Боровский у причтового дома (церковный дом для служебно-бытовых целей). Из архива Г. Мусевича Рядом с храмом кладбище, на котором стояла ветхая, полуразрушенная кладбищенская церковь, а теперь возвышается новая. Кладбище именуется старым, где захоронения не производятся, и новым, где хоронят умерших. Всего же в Омеленце десять древних кладбищ, два из них возникли в периоды буйства холеры. В годы второй мировой войны, немецкие солдаты сняли с омеленецкой церкви все колокола и отправили на переплавку в Германию. В период освобождения Беларуси на звоннице находился наблюдательный пункт советских войск. Кругом рвались снаряды, но церковь осталась нетронутой (хотя в большинстве случаев «благодаря» советским наводчикам храмы сгорали от прямых попаданий). Настоятель храма отец Евгений Мисиюк с церковного амвона призывал верующих молиться за спасение Отечества, был инициатором сбора и отправки посылок для бойцов, за что получил благодарственное письмо от маршала Жукова. В день Победы 9 мая 1945 года в омеленецкой церкви был отслужен благодарственный молебен. Отец Евгений в письме к Жукову написал о молебне и, поздравляя его с Победой, пожаловался, что все колокола с церкви были увезены оккупантами. Письмо дошло до адресата, и маршал, несмотря на занятость, поручил найти колокола. В районе Познани удалось обнаружить колокола, которые фашисты не успели переплавить - они были не омеленецкие, но все равно отлитые русскими мастерами. Вскоре от маршала пришел ответ и посылка... весом в тонну - три колокола! Колокола повесили при помощи прихожан и солдат бобинской погранзаставы. Но тут случилась неувязка: местное начальство звонить не разрешило. Тогда отец Евгений с прихожанами написали письмо в Минск, дескать, как же так - колокола подарил сам Жуков, а звонить в них не разрешают! Высокому начальству ничего не оставалось, как дать «добро». В ответ на драгоценный дар, по воспоминаниям прихожанки Рощенко Анны Кирилловны, женщины прихода связали около сотни пар шерстяных носков и послали солдатам Жукова.
Жуковские колокола Пару слов за школу также стоит упомянуть: всё ж таки центр культурной жизни и вместилище знаний. Аж в 1847 году в Омеленце образовалось народное училище, которое работало за государственный счёт и частные пожертвования. Обратите внимание, в конце XIX века в ней обучалось 60 учеников, поди, поболе, чем нонеча! Любопытна выдержка из церковно-приходской летописи: «Благодаря долговременному влиянию школы и учителям, происходившим из духовного звания, привилось много чисто русских книжных и славянских выражений в разговорной речи… Русским говором грамотная молодёжь щеголяет в компании». Прикалывались, наверно, но русификаторы сделали своё дело - свой язык мы забываем.… Кстати, сейчас школа белорусскоязычная, надолго ли? Старинная школа. Из
школьного фотоальбома А теперь? Ныне жизнь в
деревне скучна и уныла, особенно после того как здесь упразднили центр
аграрного хозяйства и сельский совет - упаднические настроения стали
преобладать, молодёжь спешно покидает родительские дома. Однако есть надежда,
что объездная дорога вокруг Беловежской пущи поспособствует вселению новой
жизни в этот замечательный пущанский уголок… Клуб, 2008 год Источник информации: Каменец и Окрестности | |
Просмотров: 6379 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||